Комплексы упражнений для развития гибкости
Комплексы упражнений с гантелями (1-2 кг) для развития активной подвижности в суставах и укрепления мышечно-связочного аппарата.
Комплекс 1.
1. Поднять прямые руки в стороны – вверх – вперёд и вниз. Повторить 8-10 раз.
2. Рывки руками в различных плоскостях. Повторить 10-12 раз.
3. Приседание на носках, руки к плечам. Повторить 10-12 раз.
4. Сидя на скамейке, наклоны туловища вперёд с полной амплитудой с последующим выпрямлением. Повторить 14-16 раз.
5. Размахивание ногой с подвязанной к ней гантелью. Повторить 10-12 раз для правой и левой ноги.
6. Наклон туловища в стороны с подтягиванием руки к подмышке – «насос». Повторить «насос». Повторить 8-10 раз в каждую сторону.
7. Круговые движения туловища. Повторить 6-7 раз.
8. Прыжки на носках с подниманием рук в стороны. Повторить 8-10 раз.
Комплекс 2.
Предназначен для школьников, выполнявших первый комплекс упражнений в течение месяца. Вес гантели 2-3 кг.
1. Поднять прямые руки вперёд – вверх и опустить в стороны – вниз. Повторить 10-12 раз.
2. Пружинистое приседание на всей ступне с подниманием рук вверх. Повторить 8-10 раз.
3. а) Рывки руками в различных плоскостях; б) круговые движения руками в различных направлениях. Повторить 10-12 раз.
4. а) Наклоны туловища вперёд с одновременным движением рук назад – вверх. Повторить 18-20 раз; б) круговые движения туловища. Повторить 10-12 раз в левую и правую стороны; в) из положения стоя ноги врозь, наклоны назад, прогибаясь. Повторить 16-18 раз.
5. а) Лёжа на спине, попеременно поднимать ноги с прикрепленными к ним гантелями; б) то же, лёжа на животе; в) то же, лёжа на боку. Повторить по 16-18 раз каждое.
6. Размахивание ногой с привязанной к ней гантелью вперёд, в сторону, назад. Повторить 15-20 раз левой и правой ногой.
7. Прыжки с движением вперёд, в сторону, назад. 10-12 раз.
Комплекс упражнений для укрепления голеностопного и коленного суставов.
1. Пружинистое покачивание, сидя «по-турецки». Повторить 8-10 раз.
2. И.п. – стоя на краю ступени (возвышении) на пятке. Пружинистое покачивание с возможно более низким опусканием носка. Повторить 7-8 раз.
3. И.п. – стоя на ступени (возвышении) на головках плюсневых костей, нога прямая. Пружинистое покачивание поочерёдно на каждой ноге и одновременно на обоих с опусканием пятки возможно ниже уровня опоры. Повторить 8-10 раз.
4. И.п. – сидя на полу, ноги прямые. Поочерёдное и одновременное сгибание и разгибание стоп до отказа. Повторить 10-12 раз.
5. Подскоки на двух ногах.
Заключение
Потребность в движении у человека является врождённой. Следует обратить внимание, какую радость приносят физические упражнения малышам – они готовы бегать и прыгать хоть целый день! Однако с возрастом объём двигательной активности, к сожалению, резко уменьшается. У старшеклассников, например, он ограничен двумя часами. В результате у школьников после 13-14 лет резко ухудшаются координация, точность и быстрота движений, уменьшается скорость ответной реакции и подвижность в суставах, падают результаты в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках в длину и высоту. Словом, юношеский организм уже начинает как бы «стареть». Конечно, это относится к тем юношам и девушкам, которые не посещают спортивные секции, не утруждают себя занятиями физическими упражнениями в домашних условиях.
Занятия физической культурой – это, прежде всего, профилактика различных заболеваний, в первую очередь, гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти заболевания требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведёт к выздоровлению. Значительно больший эффект даёт их профилактика.
Для того чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее двух раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для данного возраста, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 2/3 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с учётом всех суставов да ещё с большой амплитудой. Физическая культура – это положительные эмоции, которые являются важным фактором оздоровления.