Физическое воспитание ребенка 2 и 3 года жизни
Физическое воспитание детей на 2 году жизни
В связи с развитием нервной системы в режиме детей второго года жизни увеличивается длительность бодрствования и уменьшается количество времени, отводимого на дневной сон.
Для детей второго года жизни, воспитывающихся в одной группе, устанавливается два режима. До 1 года 6 мес. дети спят два раза по 2—2,5 ч и бодрствуют 3,5—4 ч подряд, после 1 года 6 мес. спят один раз 2,5—3 ч и бодрствуют 4,5—5 ч. Таким образом, время сна и бодрствования младших и старших детей не совпадает, что дает возможность воспитателю и няне уделять больше внимания той группе малышей, которые не спят.
Заметив, что ребенок вовремя не засыпает или рано просыпается, а к установленному времени еще не хочет есть, воспитатель сообщает об этом врачу. При необходимости врач дает указание перевести ребенка на другой режим. Детей ослабленных, с неустойчивой нервной системой целесообразно несколько дольше оставлять в младшей подгруппе.
В период бодрствования детей нужно стимулировать их двигательную активность, расширять круг двигательных умений, что имеет большое значение для роста и развития ребенка, нормального функционирования всех его органов и систем. В группах детей второго года жизни 2 раза в неделю организуются занятия физическими упражнениями. Занятия проводятся в первой половине дня, спустя 30 мин после завтрака, или после дневного сна, перед полдником. Продолжаются они 10—15 мин. В младшей подгруппе (до полутора лет) занимаются одновременно с 4—5 детьми, в старшей (от полутора до двух лет) — с 6—8. Занятия проводятся в групповой комнате при температуре 18—20°С, в летнее время — на воздухе. Во время занятий используются разнообразные пособия: лесенки, доски, ящики, мостики, каталки, корзины, мячи, палки и т. п.
Питание детей на втором году жизни значительно изменяется: прекращается грудное кормление, ребенок начинает получать достаточно разнообразную, более густую и плотную пищу, требующую пережевывания. Взрослые должны приучать детей есть незнакомые для них кушанья, съедать полагающуюся им порцию, постепенно воспитывать у них навыки самостоятельной еды.
Необходимо создать благоприятные условия для кормления детей. Дети младшей подгруппы во время еды должны сидеть за полувысокими столами на креслицах с подножками. Старшие дети едят за четырехместными столами, соответствующими их росту. Не следует задерживать подачу на стол очередных блюд.
Детей младшей и старшей подгрупп кормят порознь, потому что младшие дети еще не умеют есть самостоятельно и кормить их приходится взрослым. Воспитатель и няня обычно кормят двух-трех малышей одновременно.
Как для первого, так и для второго блюда даются глубокие тарелки (типа пиал), небольшие по размеру ложки (десертные). Чашки для детей должны быть устойчивыми, с широким дном и удобной ручкой. Сервировка, соответствующая возрасту детей, дает им возможность самостоятельно справляться с едой, не разливать и не разбрасывать пищу. Иногда няня или воспитательница должны поправить ложку, чашку в руке ребенка, показать правильное движение, держа его руку в своей. Дети быстро устают и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Необходимо помочь им докончить еду.
Пока няня заканчивает кормление старших детей, воспитатель проводит занятия с малышами, затем занимается со старшими детьми, после чего младших детей готовят ко сну.
Старших детей, окончивших занятие, няня готовит к прогулке — организует пользование туалетной комнатой и одевает их. Во время одевания детей нужно разговаривать с ними, называя тот или иной предмет одежды. Это помогает малышам узнать и запомнить новые для них слова, поддерживает стремление одеваться самостоятельно. При одевании детей очень важно соблюдать одну и ту же последовательность действий. В холодное время года, когда комплект одежды ребенка наиболее сложен, сначала надевают рейтузы, затем обувь, кофточку, варежки и пальто; в последнюю очередь надевается шапка. Надо очень внимательно следить за температурой наружного воздуха, чтобы одевать детей соответственно погоде.