Понятие психомоторных способностей
Представляет особый интерес изучить психомоторные особенности на модели высокоодаренных в двигательном плане людей – выдающихся спортсменов, мастеров спорта международного класса, и сравнить их структуру способностей со структурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
На рисунке 1 изображена схема структуры психомоторных способностей по В.П. Озерову, которая предусматривает пять уровней их строения.
Уровень V схемы выражает универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. I уровень включает широкий арсенал психофизиологических задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов.
История развития человечества накопила массу примеров весьма раннего развития психомоторных способностей у выдающихся людей, занятых различными видами труда и спорта. Так, например, выдающийся мыслитель и ученый древности Авиценна обладал феноменальной памятью. Будучи учеником школы, он за несколько месяцев выучил наизусть огромную книгу Коран, которую другие заучивали безуспешно в течение нескольких лет, и получил редкое почетное звание хафиза. Абу Али обладал исключительной психомоторной чувствительностью по пространственной переменной. Его соученики, желая удостовериться в психомоторных качествах своего товарища, подложили в его отсутствие под коврик, на котором он сидел, лист бумаги. Через несколько минут он заметил: «То ли потолок опустился, то ли пол поднялся. Но стены стали короче».
Поражала всех чрезвычайная чувствительность рук Авиценны, когда мальчик с потрясающей точностью делил человеческий волос на сорок равных частей.
Рисунок 1. Схема структуры психомоторных способностей
Став взрослым, Авиценна использовал свой природный дар, свою феноменальную тактильную чувствительность для врачевания людей. Он мог по едва уловимым признакам пульса – малейшим изменениям характера сердечного толчка, нагнетающего кровь в артерии, – диагностировать около 120 болезней.
Очевидцы рассказывают, как Эйсебио – знаменитый португальский футболист – расстреливал бутылки, поставленные на перекладине ворот, производя удары по мячу с линии штрафной площадки. Мало кто из выдающихся футболистов решится повторить это. Однако бывают случаи, когда особо талантливым футболистам удается регулировать точность своих ударных движений, умение метко поражать цели, которые теоретически поразить невозможно.
Олимпийский чемпион в десятиборье Николай Авилов при самоконтроле времени своих слухомоторных реакций в исследованиях определял микровремя каждой седьмой реакции с точностью до 0,001 секунды. Бегун Пааво Нурми пробегал 400-метровую дистанцию «на заказ» с точностью до 0,1 с.
Значит, сличение (точное различение) – это разрешающая способность наших органов чувств. Там, где человек не имеет возможности сличить, различить, сравнить, там он не начинает или перестает сознавать.
Следовательно, оценка (чувствительность) – это разрешающая способность разума, а принятие решения – это разрешающая способность морального чувства[9].
По данным B.C. Фарфеля, естественный ход возрастного развития двигательных способностей (умение управлять своими движениями в пространстве, во времени и по силе) детей школьного возраста в общем завершается к 13 годам. В дальнейшем, до 16-18 лет рост показателей двигательных способностей резко замедляется или вовсе прекращается у школьников, не занимающихся спортом. У спортсменов кривая показателей двигательных способностей продолжает свой рост и в более старших возрастах.
Любопытно, что встречаются дети 7 лет, которые при обычном стоянии показывают столь же малые колебания тела, что и взрослые люди.
По данным И.М. Фрейдберга, в 8 лет латентное время простой двигательной реакции составляет в среднем 300 мс, а в 17 лет – 200 мс. Но среди его испытуемых были дети 8-9 лет, у которых латентное время составляло всего 170 мс.
Частота постукивания кистью (теппинг-тест) возрастала с 8 до 17 лет в среднем от 6,5 до 7,7 раз в 1 с. Вместе с тем отдельные дети в 8-9 лет развивали стремительный темп – до 9,4 постукиваний в 1 с.
Поскольку эти дети не занимались спортом и в их жизни не создавались специальные условия для развития данных проявлений двигательных способностей, такие высокие показатели управления движениями следует, очевидно, объяснять их природными способностями, их особой двигательной одаренностью.