Задачи, методы и организация исследования задачи исследования
1.Выявить влияние повышенного объема тренировочных нагрузок максимальной интенсивности в различных средствах тренировки на спортивный результат юных лыжников-гонщиков.
2.Установить доступность и эффективность тренировочных нагрузок максимальной интенсивности на организм юных спортсменов
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Педагогические наблюдения.
3.Медико-биологические методы.
4.Педагогический эксперимент.
5.Математико-статистическая обработка полученных данных.
1.Анализ научно-методической литературы
Для более глубокого ознакомления с вопросами функциональной и специальной подготовленности юных лыжников-гонщиков был изучены и проанализированы научно-методические работы и программно-нормативные документы, посвященные данной проблеме.
При изучении научно-методической литературы, обращалось внимание на ряд положений, имеющих непосредственное отношение к нашему исследованию: а) структура подготовленности юных лыжников; б) физическая, функциональная и специальная подготовка лыжников и спортсменов других циклических видов спорта; в) управление тренировочным процессом юных лыжников и спортсменов циклических видов спорта на различных этапах годичного цикла подготовки.
2.Педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения проводились за двумя группами спортсменов. Одна группа тренировалась (контрольная) по традиционной методике, другая по специально-разработанной (экспериментальная). В процессе педагогических наблюдений следили за состоянием переносимости физических нагрузок по их внешнему виду.
3.Медико-биологические методы
Тестирование функциональных возможностей спортсменов проводилось в лабораторных условиях, после дня отдыха. Для определения функциональных показателей применялись следующие методы исследования:
1.
Пульсометрия.
На протяжении всего исследования ЧСС регистрировалась при помощи мониторов сердечного ритма «Polar». В основе их работы лежит непрерывная регистрация электрических сигналов сердца, которые воспринимаются электродами нагрудного пояса и затем передаются на монитор сердечного ритма. Используемая технология является наиболее надёжным способом измерения ЧСС. Полученные величины ЧСС применялись для определения физической работоспособности исследуемых спортсменов.
2.
Определение физической работоспособности с использованием велоэргометрического тестирования.
Физическая работоспособность юных спортсменов оценивалась по величине PWC170Известно, что при стандартной мышечной работе величина ЧСС может быть использована в качестве надёжного критерия физической работоспособности. Поэтому для оценки физической работоспособности бралась величина PWC170
определяемая как мощность, при которой ЧСС испытуемого устанавливается на уровне 170 ударов в минуту
Для определения физической работоспособности и физиологических характеристик был применен велоэргометрический способ определения PWC170
. Испытуемому предлагалось выполнить две нагрузки умеренной интенсивности (например, 300 и 700 кгм/мин) с частотой педалирования 65-75 об/мин и продолжительностью 4 мин каждая с интервалом 4 мин для отдыха и снятия показателей реакции на нагрузку сердечно-сосудистой системы. Первая нагрузка подбиралась с таким расчетом, чтобы ЧСС достигла 120-140 уд/мин, а вторая до 170 уд/мин. Данные заносились в протокол. Расчет PWC170
проводился по известной формуле, предложенной В.Л. Карпманом и др. (4, 5):
PWC170=W1+(W2-W1)x(170-f1)/(f2-f1),
где
W
1
-мощность
1-й нагрузки;
W
2
-мощность 2-й нагрузки;
f
1
-ЧСС в конце 1-й минуты;
f
2
-ЧСС в конце 2-й минуты.
Максимальное потребление кислорода определялось непрямым методом и рассчитывалось по формуле, предложенной В.Л.Карпманом и др.(3):
МПК
= 2,2
х PWC
170
+1070
4.Педагогический эксперимент
Для исследования воздействия тренировочных нагрузок, используемых в практике тренировки юных лыжников-гонщиков, был применен комплекс педагогических и физиологических тестов, адекватно отражающих направленность учебно-тренировочного процесса, а также физическую и функциональную подготовленность юных спортсменов.
В начале педагогического эксперимента были сформированы 2 группы лыжников-гонщиков равные по уровню показателей ОФП и СФП. Данные групп представлены в таблице 3.
Средние результаты тестов при формировании лыжников-гонщиков контрольной и экспериментальных групп.
Таблица 3
Контрольные упражнения |
Результаты | |
Экспер. |
Контр. | |
ОФП: 1.Кросс 1км. 2.Подтягивание 3.Отжимание 4.Прыжок в длину с места СФП: 1.Передвижение на лыжероллерах,3 км (коньковый ход) 2.Кросс (шаговая имитация в подъем) с различной интенсивностью,3км. 3.Кросс (с имитацией в подъем с палками) с различной интенсивностью,2,5км. |
3,43 12 30 1,83 12,40 13,52 12,55 |
3,44 13 29 1,85 12.38 13,54 12,49 |